Логин
 
 
 
 

Статьи и обзоры

Follow idexpert_ru on Twitter

8-я Всероссийская конференция «Информационные технологии в производстве»
23-й Форум «Информационные технологии в финсекторе»

 
 

Проектирование склада начинается с анализа

01.07.2014
«Координационный Совет по Логистике» (КСЛ) при содействии группы компаний LogistiX

Особенности проектирования технологии складов и распределительных центров

Проектирование склада начинается с анализа

Начиная любое новое дело, мы, как правило, обращаемся к опыту людей, когда-либо зани-мавшихся чем-то подобным. Возможность получить экспертную оценку позволяет нам сэкономить время и исключить возможные ошибки, как если бы мы пытались решить вопрос самостоятельно, «с нуля». К тому же, одно дело - самостоятельно пересадить растение, другое - попытаться спроектировать технологию грузопереработки для нового склада. Консультантов в этой области - если верить Интернету - масса, и таковыми себя порой считают даже те, кто принимал участие меньше, чем в десятке проектов.

Начнем с того, что любое новое строительство или реконструкция начинается с выпуска проектной документации. Состав ее разделов и их содержание подробно описывается постановлением Правительства Российской Федерации № 087 от 16 февраля 2008г "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", где предусмотрена каждая мелочь - от характеристик цеховых коммуникаций, до устройства зарядных комнат и аварийных систем вентиляции.

В советские годы этим занимались целые проектные институты, в которых был накоплен богатый, нередко уникальный опыт, что нашло отражение в издании методических рекомендаций по проектированию, последние из которых датируются далеким 1986 годом. Опыт консультантов в наше время зависит исключительно от желания и возможности работодателя развивать своих сотрудников.

Одновременно, нельзя не отметить активное сотрудничество научного сообщества с зарубежными коллегами и формирование новой методологической базы, соответствующей высокому междуна-родному уровню. Как резюме, если консультанты работают в тесной интеграции с научным сообществом - это дает им дополнительное преимущество и возможность совместить свой практический опыт с фундаментальными истинами логистики.

Проектирование

Любое проектирование начинается с опросника. Как правило, он содержит ряд стандартных вопро-сов, ответы на которые позволяют проектировщику укрупненно представить себе технологические процессы заказчика. Например: «сколько тонн груза обрабатывается в год», «какой максимальный вес грузовой единицы», и тому подобное. Как правило, опросник не должен быть слишком большим, чтобы не запутать заказчика, не имеющего представления о проектировании, но и не должен быть слишком коротким: ведь тогда проектант не получит минимально необходимой информации.

Исходя из полученных ответов, появляется возможность сформировать один или несколько концептов, которые впоследствии будут корректироваться и наполняться деталями, чтобы стать частью логистического проекта. Однако, даже на этом простом этапе опыт и квалификация консультанта играет важнейшую роль.

Возьмем реальный пример из жизни - склад компьютерной техники. Средний вес одного изделия - не более 10 кг, упаковка и прочие характеристики позволяют формировать грузовые единицы на базе европаллет, массой около 200 кг. Но все знают, что к компьютерной технике относятся также источники бесперебойного питания, которые содержат тяжелые аккумуляторные батареи. Паллета с таким грузом может весить 1,5-2 тонны.

Консультанту необходимо понимать, с какими технологическими группами работают предприятия заданной отрасли, и делать выводы о необходимости проведения детального анализа товарных потоков, руководствуясь разбросом значений показателей в опроснике.

Нельзя подходить к технологии на уровне простого «калькулятора», иначе можно получить непредсказуемый и вредный для заказчика результат. Представим себе, что мы передали инженерам-проектировщикам анкету с вышеуказанными данными, не проведя детального ана-лиза товарных потоков.

Им требуется предусмотреть такую нагрузочную способность основания пола или перекрытия, а также соответствующее сечение балок стеллажной системы, чтобы оно выдерживало нагрузку, исходя из заявленного максимального веса грузопакета (2 тонны), который превосходит реальный (200 кг) в 10 раз.

Естественно, это приведет к дополнительному расходу металла, бетона, усилению несущих конструкций и т.п. И весь этот "праздник" оплатит заказчик. Ведь проектировщик здесь играет на стороне строителя: ему важно соблюсти все документально оформленные пожелания заказчика, а все спорные моменты "прикрыть" нормами и рекомендациями по проектированию, чтобы создать в первую очередь безопасный объект, который потом не развалится в самый неожиданный момент.

Внутренняя технология

Относительно внутренней технологии работы склада у строителей обычно бытует мнение: "Вот мы вам построили - красиво и надежно, а вы уж, что хотите там внутри, то и делайте. Мы туда не лезем". И в этом есть свои резоны - в результате получается вполне универсальный объект, не ограничивающий просторы для ведения бизнеса.

Однако, у любой универсальности есть своя цена: как правило, стоимость одного квадратного метра такого здания заметно выше, чем если его проектировать под реальные потребности конкретного заказчика. Вывод простой: все исполнители должны работать в единой связке. Идеальный вариант – это проработка технологического решения до строительной части, а никак не после.

Часто вопросы технологии предлагают взять на себя поставщики специализированного оборудова-ния (систем стеллажного хранения, автоматизированных систем хранения, грузоподъемного оборудования, и т.д.). Даже имея необходимые компетенции в смежных областях грузопереработки, технолог компании-продавца замотивирован, прежде всего, на продажу максимального объема оборудования.

Предельно узкие проходы для максимального количества стеллажей, чрезмерно длинные каналы набивных и гравитационных стеллажей, узкопроходные комплектовщики для высокоинтенсивного штучного набора, минимальные площади операционных зон - и это еще далеко не весь перечень возможных проблем.

Опять же, проблема в последовательности: если бы сначала был реализован анализ товарных потоков по логистическим признакам, и на его основе сформирована оптимальная технология грузопереработки, то по имеющимся ограничениям и параметрам можно было бы подобрать и соответствующее оборудование, которое будет действительно подходить и по производительности, и по эргономике, и по показателям надежности.

«Мы сделаем анализ своими силами» - решает подчас заказчик. «У нас есть свой классификатор!» - уверенно подтверждают сотрудники. На этом месте обратимся к статистике: больше половины не-удачных проектов являются таковыми именно из-за проблем с исходными данными.

До сих пор во многих компаниях самая значительная (иногда до 90%) группа в товарном справочнике учетной компьютерной системы - это группа "Прочее" (или "Другое"). Такая "классификация" не вполне позволяет оперировать при проведении анализа характерными логистическими показателями применительно к группам товаров, такими как весогабаритные характеристики, частота обращений к товару, равномерность его отгрузок, доля в общем объеме грузопотока и так далее.

«А зачем вообще ими оперировать?» - спросите вы. Неужели нельзя просто отвести опре-деленную площадь под хранение, и оставить некоторый процент от нее на грузообработку (приемку, комплектацию)? Возможно! И часто подобные «решения» можно увидеть в тех проектах, которые передаются на аудит от сторонних исполнителей, когда заказчики в процессе эксплуатации сталкиваются с недостатком мест для операций комплектации с переизбытком их в зоне хранения, и задумываются о строительстве многоярусного мезонина.

«Лучшие практики»…

Важно понимать, что проектирование может базироваться и не на высшей математике, а на простых арифметических операциях, но анализ товаропотоков - это именно моделирование, когда на базе предоставленной заказчиком информации о движениях товарно-материальных ценностей производится построение полноценной модели с расчетом параметров каждой технологической зоны склада.

Далеко не все компании умеют это делать, и отсюда рождается другой подход: использование «лучших практик» для формирования технологических решений.

Для примера, можно представить следующих вариант. Представители крупной компании-дистрибьютора побывали на складе своих «коллег», где увидели, что те делают невысокие палеты, ставят их друг на друга, и именно в таком виде размещают в зоне хранения. Таким образом, конку-ренты реализовали двухъярусный отбор с пополнением целыми единицами. Расчет был простой: пополнить полку с грузоперевалкой - 4 минуты, а переместить всю палету - 2 минуты.

Начальник складского комплекса компании-визитера тщательно зафиксировал все, что он увидел, и по возвращении принял решение реализовать такую же технологию у себя.

Извлечь пользу из этих изменений не удалось. Во-первых, на складе количество SKU примерно в 2 раза больше, чем у конкурентов, и они просто физически не смогли избавиться от полок. Во-вторых, количество перемещений для низких паллет увеличивается - для их случая - почти в 2 раза. И в-третьих, разместив в одной ячейке две низких палеты друг на друге, мы получаем дополнительные трудозатраты при извлечении нижней палеты.

Результат - склад практически остановился. Вывод простой. Подход, хорошо работающий на одном складе, может совершенно не работать на другом. «Лучшими практиками» обычно называют подходы, которые дают положительный результат в рамках определенных параметров. Самое важное при накоплении таких практик - это идентификация и анализ этих параметров, что для консультатов, имеющих малый проектный опыт, является невозможным. «А сколько это - мало или много проектов?» - спросите вы, и будете правы: даже имея в своем пуле уже более 200 проектов, мы каждый раз находим что-то новое. Ответ простой: чем больше - тем лучше.

Как уже упоминалось, компетентные компании, занимающиеся логистическим проектированием, большое внимание уделяют сбору исходных данных. Здесь все как в школе: правильно записать условия задачи - это уже половина ее решения. И действительно, сбор и анализ исходных данных составляет около половины трудоемкости (а порой и более) всего проекта.

Сбор данных и анализ

На этапе сбора данных определяются весовые и габаритные характеристики как единицы хранимого товара, так и его более крупной упаковки (УГЕ - укрупненная грузовая единица), а также конечное количество штук на одной паллете или в другой, самой крупной упаковке (если это применимо). Это очень важно для правильного проведения анализа структуры внешних и внутренних грузопотоков логистического центра, а также товарных запасов, который проводится на следующем этапе. Очевидно, что из укрупненного макроэкономического показателя в виде годового грузооборота в тоннах или кубических метрах достоверно не определяется ни единовременный объем хранения, ни пиковая мощность внешнего потока. А ведь это ключевые моменты, определяющие полезную площадь склада, количество погрузочно-разгрузочных ворот, размеры внутренних технологических зон, способ обработки грузов и т.п. Для их определения и требуется проведение анализа структуры товаропотоков компании по логистическим признакам.

Обычно проводится трехмерный ABC-XYZ-DEF анализ, но возможно добавление и большего количества анализируемых факторов. ABC-анализ обычно проводится по грузообороту активных позиций (в штуках, тоннах и/или кубических метрах). Ранжируя полученный результат по правилу Парето, выделяют три группы товаров - "горячую", "среднюю" и "холодную". Основная задача АВС-анализа - определить, какие товары составляют основу товаропотока, с тем, чтобы подобрать технологическое решение, наиболее эффективное для их обработки и хранения.

XYZ-анализ показывает степень равномерности отгрузок (приходов) по каждой товарной позиции.

Методика его проведения аналогична ABC-анализу, с той лишь разницей, что ранжирование осуществляется по коэффициенту вариации (среднеквадратичного отклонения) исследуемого показателя, то есть группе "Х" соответствуют товары, доля которых в товарном потоке сравнительно равномерна, а в группе "Z" - наоборот, товары, появление которых в товарном потоке характеризуется исключительной неравномерностью (носит "всплесковый" характер). Понимание структуры товарных потоков с точки зрения равномерности их прихода или отгрузок конкретного товара очень важно при определении оптимальных размеров запасов, а, следовательно, и объемов зоны основного хранения. Следующий вид анализа - DEF-анализ - показывает частоту обращений к конкретным товарным по-зициям. Методика его проведения аналогична ABC-анализу, только "Горячую" группу составляют товарные позиции, обеспечивающие 80% трудоемкости при комплектации заказов, а "холодную" - 5% от общей трудоемкости. Методика совмещения всех этих трех видов анализов в трехмерный ABC-XYZ-DEF-анализ позволяет подобрать размеры, взаимное расположение и оснащенность различных технологических участков склада или распределительного центра наилучшим образом.

Следующая «головная боль» проектировщика и заказчика - это альтернативное проектирование. Не секрет, что один и тот же грузопоток можно обслужить с использованием разных технологий. Примеров тому много: можно использовать технологию комплектации "человек к товару" (man-to-goods), можно - "товар к человеку" (goods-to-man), можно использовать широкопроходную технологию паллетного хранения, а можно - узкопроходную или вообще отказаться от появления человека в зоне хранения, установив кран-штабелер. Можно выдавать задания операционному персоналу склада на бумаге, можно - через терминал сбора данных, а можно светом (технология pick-by-light) или голосом (pick-by-voice) с современной компьютерной визуализацией и прочим.

Каждая технология, даже самая примитивная, имеет право на жизнь. Задача проектировщика - про-работать все возможные альтернативы логистических технологий на объекте. Хорошо, когда таких комбинаций оказывается 2-3, но в большинстве случаев речь идет о 5-6, а иногда и более технологиях грузообработки на разных участках логистической цепочки, и для принятия обоснованного решения о выборе той или иной комбинации заказчику необходимо получить детализированную модель для каждого из вариантов. Только когда каждая модель просчитана, с точки зрения инвестиционных затрат и сроков окупаемости, их можно сравнивать.

Из собственного опыта следует отметить, что, как правило, технологии, требующие в начальной фазе большего объема инвестиций (речь идет о высокотехнологичных логистических решениях) быстрее окупаются по сравнению с более дешевыми. Это можно объяснить более высокой интенсивностью работы оборудования и меньшим участием в этой работе персонала. Однако, главным экспертом в данном вопросе, конечно, остается заказчик: ведь всегда лучше та технология, которую можно себе позволить сегодня, и которая будет отвечать потребностям бизнеса завтра, чем та, внедрение которой будет на неопределенный срок отложено из-за недостатка финансирования.

Еще одной важной особенностью, о которой необходимо упомянуть, является постпроектное сопровождение. Не всегда имеется возможность в процессе строительства или запуска в эксплуатацию нового склада получить необходимые уточнения или выполнить некоторые корректировки технологии грузообработки у автора проекта в условиях быстроменяющихся потребностей рынка, а ведь это порой сводит на нет всю эффективность предложенных решений. Серьезные компании обычно не бросают своих клиентов и консультируют их на протяжении всего периода внедрения проекта.

Конечно, сложно рассмотреть все возможные аспекты технологического проектирования и детали проектной работы, но в целом мы с вами прошлись по основным особенностям и ошибкам проектирования складов и распределительных центров. А вообще, как в любом деле, в технологическом проектировании - главное правильно выбрать партнера, который корректно соберет и проанализирует исходные данные и предложит одно или несколько системных решений, наиболее подходящих для удовлетворения сегодняшних и завтрашних потребностей бизнеса.




Рейтинг статьи

Возврат к списку



Материалы по теме:

Статьи и обзоры
Новости рынка и технологий

Продукты автоматической идентификации

Chainway C3000 UHF RFID
Chainway C3000 UHF RFID
Ручной UHF RFID считыватель промышленного класса на базе Windows CE
Postek iQ200
Postek iQ200
Компактный настольный принтер этикеток Postek iQ200
Seaory S21
Seaory S21
Настольный односторонний карточный принтер
Postek серия TXr
Postek серия TXr
Высокопроизводительные промышленные RFID принтеры
RST-INVENTORY
RST-INVENTORY
ПО для проведения инвентаризации с помощью мобильного RFID считывателя
Chainway C71 UHF RFID
Chainway C71 UHF RFID
Ручной мобильный UHF RFID считыватель под Android
Chainway P80
Chainway P80
Промышленный планшетный компьютер на Android 9.0
Postek GX
Postek GX
Настольный принтер этикеток
RST-GN-001
RST-GN-001
Портальный RFID-считыватель для регистрации RFID-меток в контролируемых проходах

Все продукты >>>

 

Проекты и решения

ITECH x RU – новая экспозиция информационных технологий и решений для цифровой трансформации на выставке ExpoElectronicaITECH x RU – новая экспозиция информационных технологий и решений для цифровой трансформации на выставке ExpoElectronica

События

Международная промышленная выставка «EXPO EURASIA KAZAKHSTAN 2024»
Вторая международная промышленная выставка «EXPO-RUSSIA IRAN 2024»

Опрос


Цифровая индустрия промышленной России - ЦИПР


Конференция "Развитие отрасли беспилотной авиации в России"

Комментарии