Поиск
| ||
| ||
Статьи и обзоры |
Импортозамещение ПО: два с половиной года спустя
03.10.2024
Елена Астафьева Проблемы те же, но уже есть успешные кейсы ![]() Выступление докладчиков, среди которых были и разработчики, и пользователи, вдохновили меня на некоторое обобщение по заданной теме, которым я и хочу поделиться. Несмотря на то, что под требованиями привыкшего к определенному уровню продуктов и сервисов заказчика, российское программное обеспечение развивается, проблемы остаются, и они все те же. Поддержка отечественных операционных систем В условиях повышенного спроса на отечественные программные продукты, разработчики не успевают охватить весь спектр задач, которые требуют решения. В частности, далеко не все продукты поддерживают российские операционные системы или существуют проблемы совместимости. Поддержка нового ИТ-оборудования Переход на новое ИТ оборудование новых производителей далеко не всегда происходит «бесшовно» и требует доработки программного обеспечения. Проблема решается либо с помощью поставщика, скорость реакции которого не всегда устраивает пользователя, либо усилиями собственных ИТ специалистов компаний заказчиков. Ограниченная или неотлаженная функциональность Незрелость отечественных программных продуктов вызывает определенный дискомфорт у пользователей по причине того, что в них все часто совсем по-другому, а чего-то и вовсе нет. Ушедшее с рынка программное обеспечение, к которому мы так привыкли, включая офисное ПО, разрабатывалось и развивалось с учетом удобства пользователя в течение почти тридцати лет. И сейчас российскому разработчику либо нужно большими темпами «догонять», либо пользователю привыкать к тому, что есть, и снижать «планку». ![]() Проблема часто усугубляется отсутствием адекватной конкуренции среди разработчиков. В условиях доминирования западного ПО, отечественные компании не имели ресурсов и спроса, которые позволили бы доводить их продукты до уровня глобальных игроков. Поэтому они просто находили свои мнее амбициозные ниши. Наиболее уязвимы оказались российские подразделения глобальных компаний, в которых ИТ были частью общей корпоративный инфраструктуры, а в 2022 году их попросту отрезали и сказали: «дальше живите, как хотите». Отсутствие методических пособий и обучающей литературы Если помните, в самом начале эры ПК выпускалось огромное количество литературы, обучающей работе с прикладным программным обеспечением. Одна серия «для чайников» чего стоит. Сейчас же даже на уровне руководств и пособий для корпоративных пользователей, как становится понятно из комментариев и вопросов, задаваемых разработчикам, не все благополучно. Отсутствие адекватной конкуренции и развитие корпоративного ИТ В связи с остро стоящей проблемой импортозамещения, спрос на отечественные программные продукты имеет взрывной характер. И по словам самих разработчиков, они с ним попросту не справляются. В этих условиях компании клиентов расширяют свои ИТ-отделы, чтобы решать проблемы интеграции или и вовсе создавать свои собственные продукты, которые отвечали бы их потребностям. Кстати говоря, крупные отечественные корпорации пошли по этому пути уже достаточно давно, постепенно превращаясь в ИТ-компании, которые не только развивают свои решения, но и предлагают их другим. Тогда, когда эти процессы только начинались, представители крупных западных вендоров громко в унисон убеждали всех в том, что это затратно и нецелесообразно, предлагая чуть ли не весь ИТ отдать им на аутсорсинг. Но именно такой путь обеспечил крупному бизнесу устойчивость в условиях санкций. Вместо «монолитных» решений – «зоопарк» ПО Если раньше можно было получить полный спектр решений для всех аспектов бизнеса от одного производителя в рамках одного глобального продукта, то сейчас, чтобы обеспечить необходимую функциональность приходится интегрировать в одну систему, как говорят ИТ-директора, целый «зоопарк» программных продуктов. И это тоже дополнительная головная боль. Так, ИТ-директор компании ITMS (ранее BAT Россия) рассказал, что российского аналога SAP HR найти не удалось. Один продукт западного вендора пришлось заменять набором отечественных продуктов. Проблема кадров Не то, чтобы проблема дефицита высококвалифицированных кадров нова. Просто раньше подготовкой ИТ специалистов с определенными компетенциями занимались крупные корпорации, такие как Microsoft, Cisco и т.д. На базе российских вузов они открывали свои учебные центры. С их уходом и эту опцию придется импортозамещать. Крупный бизнес это уже делает. Готовы ли к этому отечественные вендоры? Дефицит кадров породил еще одно явление – падение интереса к развитию собственных компетенций. Логика проста: «если я всем нужен, зачем напрягаться, приличная зарплата и так гарантирована». Директор по ИТ «Ашан Тех» в этой связи отметил, что даже у молодых специалистов с хорошей базой сейчас зачастую нет «искорки в глазах» и стремления что-то разрабатывать – тем более с нуля. Большинство согласны работать там, где все уже есть и нужно только осуществлять поддержку. Заключение Несмотря на все вышеперечисленные проблемы, закончить хочу на позитиве. На конференции CNews были представлены успешные кейсы импортозамещения, которые позволили таким компаниям, как АШАН и ITMS, обеспечить перестройку ИТ-инфраструктуры под новые реалии без ущерба для бизнеса. Более того, в ITMS отметили, что после отделения от глобальной BAT и перехода на отечественное программное обеспечение затратная часть бизнеса сократилась в 2,5 раза. Как говорит народная мудрость, «глаза боятся, руки делают» и «дорогу осилит идущий». Рейтинг статьи ![]()
Оставить комментарий
Материалы по теме:
Статьи и обзоры
Новости рынка и технологий
Продукты автоматической идентификации
Все продукты >>> |
Проекты и решенияСобытияОпросКомментарии |
© 2009, ID-EXPERT Cообщество профессионалов в области ID Является средством массовой информации (18+) Разработка сайта "Агентство АСДК" |
|