|
Поиск
| ||
|
| ||
Статьи и обзоры |
Российский рынок Auto-ID сегодня. Новые вызовы
31.10.2025
Елена Астафьева Говорят эксперты участники рынка
Дорогие кредиты, хаос на рынке оборудования и необходимость объединения для создания новых центров компетенции и борьбы с недобросовестными поставщиками стали ключевой темой дискуссионной сессии Форума Auto-ID & Mobility 2025В конце сентября профессионалы отрасли автоматической идентификации и сбора данных собрались на ежегодном Форуме Auto-ID & Mobility, чтобы обсудить ситуацию на рынке и представить свои продукты и решения. Ключевыми темами обсуждения стала ситуация на финансовых рынках, проблемы, связанные с уходом западных вендоров, а вместе с ними и центров компетенции. Андрей Скворцов, генеральный директор компании ОКТРОН: «До 2022 года в течение более 20-ти лет западные вендоры влияли на рынок, создавая спрос, создавая и аккумулируя у себя компетенции. Они концентрировали у себя и инженерную поддержку, и маркетинг, и много различных сервисов, которые были очень важны для продвижения передовых технологий и реализации проектов. Чем больше развивались офисы международных корпораций, тем меньше отводилась роль дистрибуторам. Соответственно, дистрибуторы не умножали у себя инженерную поддержку, считая это абсолютно нерентабельным. Когда вендоры покинули российский рынок, высококвалифицированные специалисты, которые работали у них, либо уехали, либо оказались выброшены на рынок и тут же подобраны крупными заказчиками. В итоге, один специалист, который раньше обслуживал весь рынок, теперь работает только на одну компанию. Как следствие, с одной стороны, на рынке остро встал вопрос дефицита квалифицированного персонала, с другой, налицо неэффективное использование высококлассных специалистов. Чтобы исправить эту ситуацию, дистрибуторы должны быть мотивированы на то, чтобы взять на себя дополнительные функции и стать еще более развитыми центрами компетенции, чем были представительства западных вендоров». Евгений Казанцев, директор департамента AutoID компании PROWAY: «Дистрибуцией» стали заниматься ВСЕ, кто имел некоторое количество денег и знание английского/китайского языка, в том числе те, кто занимался интеграцией. Статус «дистрибутора» раздавали всем, и само понятие «дистрибутор» очень сильно обесценилось. Падение маржинальности и сложности финасово-логистического характера для некоторых компаний стали фатальными. Первая задача — это подружить софт с новым железом, при этом не всегда поддержка вендора оставляет приятное впечатление и малейшие изменений в железе, необходимые для простой интеграции и работы, превращаются в мучительные месячные переписки. Еще одна проблема - короткий жизненный цикл оборудования, присутствующего на рынке. Что касается спроса на ушедших ведоров, то он упал, как минимум, в 10 раз, но он существует. Как правило, это закупки аксессуаров под уже работающее железо и дозакупка/замена выходящего из строя и устаревающего оборудования. Так поступают компании, которые не хотят или не могут менять свою инфраструктуру под новых азиатских вендоров. В настоящий момент продукция западных вендоров поступает на российский рынок только параллельным импортом, при этом закупка осуществляется через партнера/дистрибутора той страны, с которой работает хоть какой-то импорт. Это влияет на цену, сроки поставки и время реакции, в том числе на техподдержку. Ни о какой полноценной защите не может идти речи, как правило — это разовые уникальные случаи». Денис Тихонов, заместитель генерального директора компании «Интер АйДи»: «После ухода западных вендоров и появления множества собственных брендов, напрямую поставляемых из Китая, привычная дистрибуционная схема «вендор — дистрибутор — партнёр — клиент» постепенно теряет актуальность, особенно в крупных проектах. Рынок «выпрямляется», и всё чаще мы видим прямое взаимодействие по модели «вендор — клиент».В результате, конкуренция в сегменте крупных (а постепенно и средних) проектов сводится почти исключительно к цене. Это закономерно приводит к снижению маржинальности и, как следствие, снижает привлекательность таких сделок. Параллельно мы наблюдаем новые тенденции в сфере роботизации и автоматизации логистики. Если ещё недавно автоматизация складов рассматривалась как способ повышения эффективности и снижения издержек, то сегодня акценты сместились. Всё чаще речь идёт о концепции «складов без персонала», и причина здесь не столько в окупаемости технологий, сколько в остром дефиците кадров. Этот тренд меняет подход заказчиков и часто замедляет принятие решений о закупке оборудования, так как бизнесы ищут новые модели автоматизации, требующие комплексного пересмотра процессов. Розничный сегмент также испытывает давление со стороны маркетплейсов, где в свободном доступе представлены практически все устройства категории Auto ID — по очень низким ценам и зачастую сомнительного качества. Тем не менее, именно такое предложение сегодня пользуется высоким спросом. В этих условиях выживают те компании, которые не ограничиваются перепродажей оборудования, а формируют собственные программно-аппаратные решения, добавляя ценность за счёт интеграции, сервиса и программного обеспечения. Сегодня драйверами спроса на подобные комплексные решения становятся проекты, связанные с развитием системы «Честный знак», а также, как бы парадоксально это ни звучало, последствия ухода западных производителей. По сути, мы наблюдаем не появление новых конкурентных продуктов, а волну «импортозамещения», где на первый план выходит не бренд, а способность обеспечить результат». Павел Молчанов, коммерческий директор компании IDLogic: «Статистика проектов 2024–2025 годов показала четкий тренд: спад в коммерческих сферах и рост на волне государственных инициатив. Компании, работающие исключительно с коммерческим сектором, осознавая тенденцию к спаду, избрали стратегию «осторожной игры». Они сконцентрировались на легкодоступных направлениях, таких как поставка RFID-меток. Повышенный акцент на этом сегменте, а также появление новых каналов поставок из Китая спровоцировали настоящий бум стартапов в той же области. Однако отсутствие должных компетенций привело к рыночному «хаосу» и резкому падению качества меток. В то же время игроки, диверсифицировавшие свою деятельность на коммерческий и государственный рынки или сфокусированные только на госсекторе, отметили существенный подъем как в объеме, так и в уровне новых RFID-проектов, что обеспечило их компаниям ту самую стратегическую «стабильность».Подписывайтесь на наши новости в Telegram: https://t.me/idexpert Читайте нас на VK: https://vk.com/idexpert_ru Рейтинг статьи
Оставить комментарий
Материалы по теме:
Статьи и обзоры
Новости рынка и технологий
Продукты автоматической идентификации
Все продукты >>> |
Проекты и решенияСобытияОпросКомментарии |
| © 2009, ID-EXPERT Cообщество профессионалов в области ID Является средством массовой информации (18+) Разработка сайта "Агентство АСДК" |
||||||||||