Логин
 
 
 
 

Статьи и обзоры

Follow idexpert_ru on Twitter


 
 
X Форум Auto-ID & Mobility - решения для бизнеса

Развитие логистики в России - современная ситуация и прогноз на будущее

18.03.2011
Координационный совет по логистике

IV ежегодное исследование Координационного совета по логистике

Развитие логистики в России - современная ситуация и прогноз на будущее

В конце 2010 года – начале 2011 года Координационным советом по логистике было проведено традиционное ежегодное исследование логистики компаний в России материалы, которого были представлены на пленарной сессии XIV Московского Международного Логистического Форума.

В данной статье мы представим вам основные результаты этого исследования. Исследование, конечно же, не претендует на всеобъемлющую полноту и глобальность. Тем не менее, любые результаты обратной связи с рынком являются ценной информацией для последующих решений и действий по улучшению и развитию бизнеса компаний.

Респондентам были заданы следующие десять вопросов:

  1. Основной бизнес компании.
  2. Какие проблемы/задачи в логистической системе компании удалось решить в 2010 г.?
  3. Какие изменения произошли в штатной численности персонала, занятого в логистической системе компании?
  4. Как изменился объем товаропотока компании в 2010 г.?
  5. Прогнозируется ли изменение объема товаропотока компании в 2011 г.?
  6. Увеличились ли затраты на логистику в вашей компании в 2010 г.?
  7. Планируете ли вы использовать услуги логистических операторов (или увеличить их использование) в 2011 году?
  8. Насколько важно для вашей компании использование инновационных решений/технологий в логистике?
  9. Какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?
  10. Какие проблемы/задачи в логистической системе компании вам предстоит решить в 2011-2012 гг.?

В ежегодном исследовании приняли участие руководители и сотрудники сорока семи компаний из различных отраслей экономики.

Наиболее активными респондентами были представители компаний из отраслей розничной торговли (20%), автокомпонентов и логистики (по 13%), FMCG (11%) (рис. 1).

Исследование Координационного совета по логистике

Рис. 1. Основной бизнес компаний

Ключевая задача, которую решали компании-респонденты в 2010 году - это оптимизация затрат на логистику (43%) (рис. 2). При снижении затрат на логистику компании обращали внимание на поддержание продаж и текущего уровня качества клиентского сервиса. Компании также поддерживали баланс между затратами на различные виды операций, связанных с закупками, транспортировкой, складированием, управлением запасами, дистрибуцией и другими логистическими функциями, включая управление логистическим персоналом.

Исследование Координационного совета по логистике

Рис. 2. Какие проблемы/задачи в логистической системе компании удалось решить в 2010 г.?

Вторая по приоритетности задача – повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (23%). Удовлетворенность клиентов способствует росту продаж за счет увеличения объемов закупаемых товаров и услуг. Довольные клиенты также более терпимо относятся к относительно более высокому уровню цен на товары и услуги. Большинство компаний-респондентов используют показатели эффективности (KPI) для измерения качества сервиса.

Исследование также показало, что в 2010 году компании фокусировались на создании объектов собственной логистической инфраструктуры (10%). Честно говоря, это является неожиданным выводом. Для современной экономики, напротив, характерна передача логистических функций в аутсорсинг.

59% респондентов отметили увеличение численности персонала, занятого в логистике компаний, в среднем на 30% (рис. 3, 4). Причины: 1) постепенный, но неуклонный рост объемов операций в 2010 году по сравнению с объемами 2009 года; 2) необходимость первоочередного обеспечения занятости своего штатного персонала при падении объемов загрузки. Многие компании-респонденты выбрали стратегию удержания компетентного персонала в ожидании подъема экономики в регионе, стране и в мире.

Исследование координационного совета по логистикеИсследование координационного совета по логистике

Рис. 3-4. Какие изменения произошли в штатной численности персонала, занятого в логистической системе компании?

В то же время 41% опрошенных отметили сокращение численности персонала, занятого в логистике компании, в среднем на 21%. Как известно, затраты на ФОТ составляют значительную долю в общих затратах компаний.

Подавляющее большинство опрошенных – почти 90% респондентов, отметили увеличение объема товарного потока в 2010 году относительно девятого года в среднем на 35% (рис. 5-6).

Исследование Координационного совета по логистикеИсследование Координационного совета по логистике

Рис. 5-6. Как изменился объем товаропотока компании в 2010 г.?

Примерно такое же количество респондентов – 92% - прогнозируют сохранение динамики роста объема товаропотока компаний в 2011 году – в среднем на 28% (рис. 7-8).

Исследование Координационного совета по логистикеИсследование Координационного совета по логистике

Рис. 7-8. Прогнозируется ли изменение объема товаропотока компании в 2011 г.?

Существенно мала доля респондентов – 8%, прогнозирующих сокращение объема товаропотока в среднем на 16%.

Ответы на вопрос «как изменились затраты на логистику в компании в 2010 году?» распределились следующим образом (рис. 9):

  • 62% респондентов отметили рост затрат на логистику компаний пропорционально товарообороту, а
  • 28% - сокращение данных затрат.

Исследование Координационного совета по логистике

Рис. 9. Увеличились ли затраты на логистику в вашей компании в 2010 г.?

Неожиданный ответ для логистических компаний - 60% респондентов не планируют использовать услуги логистических операторов в 2011 году (рис. 10). Одна из причин – неспособность большинства российских 3PL операторов обеспечить требуемый уровень комплексного и качественного логистического обслуживания (особенно в регионах).

Исследование Координационного совета по логистике

Рис. 10. Планируете ли вы использовать услуги логистических операторов (или увеличить их использование) в 2011 г.?

Только 21% респондентов подтвердили свое желание увеличить использование услуг логистических компаний.

19% респондентов планируют начать использование услуг логистического аутсорсинга.

Половина респондентов – 51% - признают важность инноваций и технологий в логистике, но планируют заняться этой работой в среднесрочной перспективе (рис. 11).

Исследование Координационного совета по логистике

Рис. 11. Насколько важно для вашей компании использование инновационных решений/технологий в логистике?

38% респондентов уже применяют инновационные решения в своей практике.

Врезка. Инновационные решения и технологии в логистике:

  • Сотрудничество/партнерство в цепях поставок.
  • RFID. GPS. SCOR. ССП.
  • Тиражирование лучшей практики вдоль цепочек поставок.
  • Продукты/услуги добавленной стоимости.
  • Мотивация с учетом результатов цепочки поставок.
  • Непрерывное улучшение операций.
  • Обучение/развитие персонала. Компетентные сотрудники.
  • Проектное/процессное /матричноеуправление. Процессные команды.
  • Прямые отгрузки, минуя склады. Сокращение логистического цикла.
  • Управление рисками. Безопасность цепочек поставок.
  • Стандарты сервиса. SLA. Предварительное информирование. ECR.
  • Интеграция/совместимость информационных систем/ИТ.
  • Обмен информацией/данными.
  • Аутсорсинг. 3PL. Контрактная логистика.
  • Мониторинг цепочек поставок. Бенчмаркинг.
  • Совместимость корпоративных культур.
  • Прозрачное управление потоками операций.
  • Производительность/эффективность.
  • Синхронизация целей клиента/поставщика.
  • Центр коллективного обслуживания (Shared Service Centre).
  • Центр знаний (Know How Centre).
  • Масштабируемость. Стандартизированные процессы.
  • Центр компетенций (Centre of Competence). Специализация.
  • Кросс-докинг. Консолидация складов.

В результате обобщения ответов на вопрос «какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?», в перечень «top 5» вошли (рис. 12):

  1. Внедрение инновационных решений, систем и технологий.
  2. Лучшее управление персоналом и мотивация персонала.
  3. Эффективное управление цепочками поставок.
  4. Повышение эффективности складской логистики и
  5. Сокращение затрат на логистику.

Исследование Координационного совета по логистике

Рис. 12. Какие способы оптимизации логистических процессов вы считаете наиболее эффективными?

В «Top 3» ключевых задач, которые планируют решать компании-респонденты в 2011-2012 годах, вошли следующие задачи (Рис.13):

  1. Повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (38%).
  2. Оптимизация затрат на логистику (32%) и
  3. Создание объектов собственной логистической инфраструктуры (11%).

Исследование Координационного совета по логистике

Рис. 13. Какие проблемы/задачи в логистической системе компании вам предстоит решить в 2011-2012 гг.?

На рис. 14 вы можете увидеть, как поменялись приоритеты задач в 2010 и в последующие годы.

Главный фокус – на повышение уровня качества логистического обслуживания клиентов (38%).

Исследование Координационного совета по логистике 

Исследование Координационного совета по логистике

Рис. 14. Проблемы/задачи в логистической системе компании в 2010 и 2011-2012 гг.

Выводы исследования:

  1. Фокусируйтесь на поддержании текущего уровня и повышении качества обслуживания клиентов.
  2. Оптимизируйте логистические затраты на всем протяжении цепочек поставок.
  3. Повышайте эффективность операций и производительность персонала/ресурсов.
  4. Мотивируйте компетентный персонал на улучшение операционных и финансовых показателей на всем протяжении цепочек поставок.



Рейтинг статьи

Возврат к списку



Материалы по теме:

Статьи и обзоры
Новости рынка и технологий

Продукты автоматической идентификации

UHF RFID метка CandyTag
UHF RFID метка CandyTag
UHF RFID-метка для маркировки товаров для производственных и логистических нужд
DASCOM DP-641
DASCOM DP-641
Мобильный принтер этикеток
RST-GN-001
RST-GN-001
Портальный RFID-считыватель для регистрации RFID-меток в контролируемых проходах
Программа для печати и кодирования этикеток Union Label
Программа для печати и кодирования этикеток Union Label
Union Label — российская программа для дизайна и печати этикеток на термопринтерах
RST-BOOKOS
RST-BOOKOS
Настольный UHF RFID считыватель для библиотек, предприятий и складов
Chainway C5 UHF
Chainway C5 UHF
Универсальный высокопроизводительный ручной UHF RFID-считыватель
UHF RFID метка BiblioTag
UHF RFID метка BiblioTag
UHF RFID метка для маркировки архивных документов и книжных изданий
Chainway U300
Chainway U300
Стационарный RFID-считыватель (Android 11)
RST-REPORT
RST-REPORT
ПО для построения отчетов о работе  RFID-системы

Все продукты >>>

 

Проекты и решения

События

Опрос





Комментарии